Общая информация:Услуги физическим лицамУслуги юридическим лицамСтрахованиеДополнительная информация:Каталог организаций

Подписка на рассылку журнала

Реклама





Статьи по теме "Страхование"
30.03.2011Страхование ипотеки - прогнозы, особенности, рекомендации и предложения страховщиков
13.11.2010Позитивные тенденции стали заметны на страховом рынке
Все статьи по данной теме.

Новости по теме "Страхование"
07.12.2010Еще полгода
19.11.2010Вклады граждан в банках растут, а ставки падают
Все новости по данной теме.

ЗАСТРАХУЙТЕ ГРУЗ!

Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту грузов от различного рода рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю.
В современной России страхование грузов – не роскошь, а суровая необходимость. Для предпринимателей, занимающихся грузоперевозками, страхование груза должно стать нормой жизни. Ответственный бизнесмен никогда не станет полагаться на случай и предпочтет приобрести страховую защиту.

Перевозки – скрупулезный бизнес

Сегодня в России грузы чаще всего страхуют компании, осуществляющие экспортно-импортные операции, так как пункт о страховании включен в контракт поставки. Вторые клиенты страховщиков – это компании, которые уже понесли убытки, связанные с повреждением или гибелью груза при перевозках и на собственном опыте убедились, что дешевле оплатить страховой полис, чем утрату груза. Однако особенность российских предпринимателей в том, что, даже придя к пониманию необходимости страхования, они не всегда правильно представляют, от каких рисков следует страховать груз, где переходит
право собственности на товар, как правильно составить контракт, чтобы учесть все тонкости грузового страхования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!
В России, по разным оценкам, страхуется от 40% до 60% грузов. На Западе же эта услуга давно приобрела массовый характер: под 90% грузов обязательно приобретается страховой полис.
По данным страховщиков, самые популярные для страховки товары – это продукты питания, алкоголь, табак, парфюмерия, косметика и бытовая техника. То есть как раз то, чем чаще всего торгуют малые предприятия.

Маленьким страшнее

Услуги по страхованию грузов оказывают практически все российские страховщики. Но, повторимся, в силу особенностей российского менталитета и вечной надежды на то, что «авось, пронесет!», спрос на данный вид страхования невелик. Чаще всего страхуются компании, работающие с зарубежными партнерами. На внутренний грузооборот приходится менее чем пятая часть от всего объема застрахованных в России грузов. И здесь есть интересная особенность: основными клиентами страховщиков являются малые предприятия. Дело в том, что для таких компания потеря и одной партии товара может стать смертельным выстрелом в бизнес. Поэтому малые предприниматели предпочитают потратиться на страховку, а не рисковать всем.

Цена вопроса

После падения рынка в 2009 году на фоне кризиса сейчас страховые компании стремятся к расширению клиентской базы по грузовому страхованию.
Поэтому цены на страховой полис сейчас невелики, более того – отдельные страховщики ради привлечения клиентов не брезгуют и откровенным демпингом.
В европейской части России при автотранспортной перевозке страхование груза стоимостью 5 млн руб. в среднем обойдется в 5000 руб., то есть в 0,1%. Так что сегодня страхование грузов никак не назовешь дорогим удовольствием.
От чего зависит размер страховки:
- вид груза (генеральный, массовый, соборежимный) и его стоимость;
- вид и способ упаковки (в контейнерах, наливом, налом, насыпью и т. д.);
- маршрут, регион, расстояние перевозки и время в пути;
- особенности погрузки-разгрузки;
-способ транспортировки груза (авиа-, авто-, железнодорожная, морская или речная, смешанная или комбинированная перевозка);
- естественная убыль и нормативные потери при транспортировке;
- наличие (отсутствие) охраны или иного сопровождения груза;
- наличие (отсутствие) пломбирования груза;
- условия страхования (класс А - ответственность за все риски, В - ответственность за частную аварию, С - без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения).
Характер товара - один из основных параметров, влияющих на стоимость страхового полиса. Очевидно, что страховка итальянского стекла обойдется дороже, чем страховка станков. Второй по значимости фактор – вид транспорта, которым перевозится груз (морской, авто, авиа, железная дорога).
Третий фактор – это территория, через которую перевозится груз. У страховщиков есть «черные» списки стран и регионов, через которые ездить с грузом опасно.

Для чего страховаться, если застрахован перевозчик?

У многих предпринимателей возникает вопрос, зачем вообще нужно страховать груз, если уже застрахована ответственность перевозчика. Этот вопрос основан на заблуждении, что за все убытки грузовладельца, связанные с несохранной перевозкой, отвечает перевозчик. На самом деле это не так.
Кроме того, в российском законодательстве прописаны ограничения ответственности перевозчика. Так, перевозчик освобождается от ответственности перед грузовладельцем, если доказано, что убытки возникли не по его вине или в результате непреодолимых обстоятельств. Например, стихийное бедствие или грабеж.
Гражданский кодекс разрешает страховать договорную ответственность только в тех случаях, когда такое страхование является обязательным по закону. В случае же с ответственностью экспедитора страхуется не договорная ответственность, а ответственность по ФЗ № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности».
А в этом законе не прописана четкая грань между тем, когда экспедитор несет ответственность за груз, а когда – нет, то есть судебные разбирательства и убытки неизбежны.
Еще один важный момент: застрахованные лимиты ответственности перевозчика зачастую не позволяют компенсировать стоимость ущерба в полном объеме. Так, ответственность страхуют обычно на 1-1,5 млн руб., а целая фура с грузом может стоить и 15 млн руб. Поэтому в любом случае расходы на страхование груза не сопоставимы с ценой риска возможных потерь.

Запомните!
Страхование ответственности перевозчика предполагает компенсацию убытков в случае вины перевозчика. То есть за убытки, наступившие в результате катастроф природного или техногенного характера, беспечный грузовладелец возмещения не получит.

Виды страхования груза

Сегодня существует несколько видов страхования грузов. Основные из них:
1. С ответственностью страховщика за все риски.
2. С ответственностью страховщика за полную гибель и повреждения груза.
3. Без ответственности страховщика за частную аварию (кроме случаев крушения).
Страхование «с ответственностью за все риски» означает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего груза или его части, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейших его повреждений.
Исключение из универсальной ответ ственности составляют не возмещаемые убытки, произошедшие вследствие непреодолимых обстоятельств (война, арест груза) или по вине страхователя (ненадлежащая упаковка груза).
Второй и третий типы страхования между собой отличаются незначительно: в одном при ограниченной ответственности тем не менее возмещаются потери и от гибели и повреждения грузов; в другом за повреждение ответственности, как правило, нет, она предусмотрена только в случае крушения судов.
В зависимости от того, о каком именно грузе идет речь, как он будет транспортироваться, какой вид перевозки будет выбран, - предприниматель может выбрать себе подходящую программу страхования грузов.

Запомните!
Период рассмотрения в суде претензий по страхованию ответственности перевозчика обычно более длительный, чем по страхованию грузов. А суды будут. Дело в том, что в спорных случаях страховщики при страховании ответственности руководствуются, как правило, решением суда.

Как заключить страховой договор?

Договор страхования груза может заключаться как по месту нахождения отправляемого груза, так и по месту его получения. Договор может быть заключен как на конкретную перевозку определенного груза (страхование по разовому полису); так и на весь объем грузоперевозок, которые осуществляются в течение определенного периода времени. Второй способ позволяет согласовать более удобный порядок приема риска на страхование и оплаты страховой премии.
Величина страховой премии рассчитывается исходя из размера страховой суммы и страхового тарифа. Страховая премия может быть уплачена единовременно либо в рассрочку: этот момент оговаривается в договоре страхования.
В заявлении о заключении договора должны быть указаны:
- точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
- дата отправки груза;
- стоимость груза (страховая сумма);
- вид страховой ответственности (условия страхования);
- номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
- вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки и тоннаж судна);
- способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
- пункты отправления, перегрузки и назначения груза.
Страхователь обязан сообщать страховой компании обо всех существенных изменениях степени риска, как только ему станет об этом известно.
К фактора риска относятся:
- значительная задержка рейса;
- отклонение от обозначенного в договоре или обычного пути;
- изменении пун¬кта перегрузки, выгрузки или назначения груза;
- перегрузке на другое транспорт (вид транспорта);
- изменении способа отправки.
Страховщик с учетом этих изменений имеет право пересмотреть условия страхования или потребовать уплаты до¬полнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Запомните!
По решению страховой компании договор может заключаться с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвентарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

«Горячее» сезоны

Сами страховщики говорят, что страхование грузов – ярко выраженный сезонный бизнес. Спрос на данную услугу возрастает летом и осенью, ближе к концу года. Это связано с увеличением грузопотока. Компании стремятся до конца года «закрыть» поставки, грузооборот возрастает, вместе с ним растет и объем страхования. Затем следует сезонный спад, когда интерес российских бизнесменов к страхованию груза снижается.

Участники
Все

Веб-сайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Создание и продвижение сайтов. © 2010, КФУspb.РУ